"Частные автомобили остаются наиболее популярным средством передвижения людей. Поэтому, удовлетворяя запросам наших клиентов, мы входим в XXI век с более компактными, экономичными, безопасными, тихими и экологичными автомобилями. Пришло время нового простого автомобиля, но простота совсем не означает банальность и скуку. Ka - это все, что угодно, но только не заурядность. Модель имеет неповторимую индивидуальность, выражающуюся в дизайне интерьера и экстерьера, а также в отличной управляемости". Примерно так выразил свою мысль по поводу представляемого автомобиля Ричард Парри Джонс, вице-президент автомобильного центра компании Ford, который отвечает за разработку маленьких и среднеразмерных моделей.
Ka - первый миниавтомобиль знаменитого концерна, и, создавая его, дизайнеры и инженеры наверняка осознавали всю важность данного проекта. Впервые, в качестве концепткара, Kа был представлен общественности на Женевском автошоу в 1994 году. Прошло два года, и миниавтомобиль как серийный образец засверкал на подмостках Mondial de l'automobile, где мы, собственно, впервые очно с ним и познакомились. И если первое знакомство было в большей мере визуальным, то в полной мере упрочить и закрепить впечатления от машины удалось на итальянском острове Сардиния, где в октябре прошлого года проводились тесты новых моделей - Mondeo и Ka.
Небольшой тридцатиместный самолет, специально зафрахтованный компанией Ford, мягко "шлепнувшись", покатился по бетону, и мы, облегченно вздохнув после остановки, устремились на выход. С обратной стороны здания аэропорта, гостеприимно распахнув двери, припарковалась парочка десятков весьма симпатичных и похожих на жучков Kа.
Стайлинг данного автомобиля, выдержанный в русле концепции, которую фордовские дизайнеры называют New Edge, несомненно индивидуален и уникален. Кузов имеет простые плавные линии, которые как бы фокусируются на углах, подчеркивая форму как передних фар, так и задних фонарей, в результе чего блоки фар кажутся частями изогнутой формы угловых панелей. Массивные бампера, обрамляющие колесные ниши, кажутся весьма функциональными. Капот отделяется от бампера "ротиком" фальшрешетки, который вовсе не выглядит чрезмерно большим. В общем же, несмотря на небольшие размеры, автомобиль отнюдь не показался мне игрушкой. Он симпатичен, но не мил, не агрессивен, но ершист.
Созданный на базе Fiesta, которая длиннее на 21 см, Kа имеет максимальную для своего класса колесную базу в 2,45 метра и минимально короткие передний и особенно задний свесы. Диаметр поворота Kа, при длине автомобиля 3,62 метра, составляет 21 метр. Кстати, производится автомобиль только как 3-дверный хэтчбэк с одним вариантом обивки салона и одним вариантом двигателя. Общая площадь стекол, имеющих заводскую тонировку, была максимизирована для лучшего обозрения и включает интегрированное в панель третей двери заднее стекло и монолитные стекла дверей. Задние "четвертушки" могут по желанию клиента оснащаться механизмом приоткрывания.
Салон у Ка такой же стильный, как и внешний вид, достаточно комфортабельный и функциональный. Приборная панель, включающая в себя спидометр с белым циферблатом аж на 220 км/час, указатель уровня топлива и стандартный набор индикаторов, плавно переходит в каплевидную центральную консоль, слега выдающуюся в сторону водителя. Это делает все расположенные на ней кнопочки и переключатели легко доступными - водителю достаточно протянуть руку. Оживляют и без того интересную и выразительную картину овальной формы часы с необычными и симпатичными, как и сам Kа, стрелками.
Сразу же пробуем все места - водительское и пассажирские. Они, конечно же, слабо напоминают домашний мягкий угол, но, тем не менее, достаточно удобны даже для задних пассажиров. Более удобны, чем можно было ожидать от столь малого автомобиля. Спинка задних сидений разделена 50/50, и ее составляющие могут устанавливаться под разными углами наклона.
Кстати, автомобиль имеет целую кучу разного рода кармашков, полочек и углублений. Мелочи могут храниться в бардачке центральной консоли, двух карманах дверей, накрытом крышкой отделении рядом с задними сиденьями. Имеются держатели трех стаканов. Восхищение вызывает пасcажирская полочка на панели. Ее дно при нажатии переворачивается, открывая взгляду несколько потайных кармашков.
Рулевое колесо, хоть и нерегулируемое по высоте, приятно ложится в руки и совершенно не выглядит пухленьким несмотря на вмонтированную в него воздушную подушку. Имеющийся гидроусилитель позволяет без проблем выкручивать руль на месте, что весьма удобно при "труднодоступной" парковке.
Включаем встроенный в консоль "сидишник", выдающий не менее чем по двадцать ватт на колонку, и отправляемся в путь. Замечу, что автомобиль может оснащаться несколькими видами аудиосистем. Все они вписаны в стилистику интерьера, имеют кодовую систему безопасности и удаляемую секцию передней панели.
Сразу, дабы не попасть впросак, а точнее - в кювет, выписываю, насколько это возможно, разного рода "кренделя" и пробую тормоза. Никаких проблем не возникает. Рулевое колесо кажется достаточно информативным, несмотря на гидроусилитель, равно как и тормозная педаль. Передачи коротковаты - но чего еще ожидать от городского "малыша"? Зато плавающая конструкция рычажного механизма не только снижает уровень шума, но и обеспечивает достаточно четкое и приятное включение.
Старт. Первое ощущение, что автомобиль, под стать своему виду, может быть задирист и на ходу. При определенной раскрутке (2500 об/мин) двигатель способен придать "заполненному" кузову вполне ощутимое ускорение. В начале даже показалось, что нам досталась какая-то "навороченная" версия. (Впрочем, чуть позже, на горных подъемах его шестьдесят "лошадок", пусть даже и напрягавшихся изо всех сил, превзойти себя не смогли.) Столь хорошим ускорением Ka обязан опять-таки взятому с новой Fiesta двигателю Endura Е объемом 1,3 литра. Он развивает мощность 44 кВт/60 л.с. и имеет весьма приличный, высший среди двигателей своего класса, показатель крутящего момента (105 Нм при всего 2500 об/мин). "Паспортный" расход топлива у Ka также наилучший в его классе - 5,9 литра на 100 км.
Кстати, думая насчет некоторой "навороченности" нашей машины, я был не так уж и далек от истины. Журналистам давали прокатиться на специальном варианте (с гидроусилителем руля), который поставляется во Францию. В Германию и Австрию идут модели с двигателем мощностью 37 кВ (50 л.с.). Автомобили, имеющие гидроусилитель руля, характризуются низкопрофильными шинами (1651/65 против 155/70), измененными геометрией колес и передаточными числами трансмиссии, что, по идее, обеспечивает лучшие динамические характеристики. Следует, вероятно, отметить и то, что инженеры компании Ford разработали особую трехточечную систему крепления двигателя, которая лучше распределяет его вес в рамках структуры передка и обеспечивает неплохую изоляцию салона от шума и вибрации.
Что же касается шума, то автомобиль показался достаточно тихим. Доработанная подвеска обеспечивает весьма и весьма приличную дорожную устойчивость. Никаких проблем, по крайней мере у меня, с контролем не возникало. Небольшой вес автомобиля как бы предполагает определенную чувствительность к разного рода дорожным сюрпризам, тем не менее на все возможные огрехи дорожного покрытия Ka реагирует достаточно бойко. То, что не "проглатывается" резиной и амортизаторами, чувствуется просто в виде мягкого толчка. При проектировании стоек конструкторы постарались снизить возможные колебания амортизатора, что улучшает чувство рулевого колеса. Практически полное отсутствие заднего свеса обеспечивает небольшую степень нисходящего негативного усиления на заднюю ось. Как следствие, Ka способен весьма долго сохранять ровное положение даже при торможении в экстремальных ситуациях. Стоит, пожалуй, отметить и то, что для улучшения сцепных свойств шин и "отзывчивости" рулевого управления все варианты автомобиля оснащаются передним стабилизатором поперечной устойчивости, а задняя ось имееет изогнутую форму.
С тормозами у Ka все тоже оказалось в порядке (240-миллиметровые тормозные диски спереди и 180-миллиметровые барабанные колодки сзади). Несмотря на некоторую экстремальность горных условий каких-либо отклонений замечено не было. "Малыш" повиновался командам беспрекословно. Кстати, с этого года на автомобиле будет устанавливаться электронная АБС.
Стоит, пожалуй, уделить пару слов и пассивной безопасности. Тесты Ka проводились в соответствии с предложенным Европейским Сообществом набором процедур, включая 40-процентный лобовой удар на скорости 50 км/ч с манекеном на месте водителя. В результате автомобиль получил один из самых полных наборов элементов безопасности для своего класса.
Воздушная подушка для водителя стандартная, для пассажира - опционная. Их размеры и формы были специально разработаны для Ka. Ремни безопасности регулируются по высоте. Пространственная рама безопасности включает в себя широкоразмерные лонжероны. Высокопрочные балки в дверных панелях, а также поперечины позади приборной панели вносят свой вклад в общую концепцию безопасности. Как и полагается, автомобиль прошел тесты на лобовое столкновение, при этом учитывалась степень сопротивления передка встречной машины. Испытывался Ka и ударами сбоку - тип столкновения, характерный для большинства всех дорожных происшествий. Во всех случаях результаты не только превосходили официальные стандарты, но и соответствовали более жестким требованиям компании Ford.
В заключение стоит добавить разве только то, что Ka в Беларусь официально поставляться не будет. Не идут пока, к сожалению, на нашем ненасыщенном рынке миниавтомобили. Да и подготовлена модель для эксплуатации в иных климатических условиях, нежели наши с суровыми зимами.
Редакция журнала "АБС" выражает признательность Центру компании Ford по связям с общественностью и правительственными учреждениями Центральной и Восточной Европы за организацию данной поездки.